ЧТО ТАКОЕ ХОРОШЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Известно, что зрительное ощущение связано с воздействием видимого излучения на органы зрения (глаза)1. Зрительное ощущение позволяет нам судить о цвете, размере и форме предметов, их движении и взаимном расположении. Все знают, что чтобы заметить крупный предмет или ориентироваться в незнакомой обстановке, нужно мало света, а вот для того чтобы читать или писать, вязать или штопать в вечернее время, нужно обязательно включить люстру, настольный или напольный светильник, иными словами, требуется много света. Известно, что дети, особенно в школьном возрасте, да и взрослые, если им приходится много заниматься за плохо освещенным столом, быстро устают. Однако не каждому известно, что значит плохое или хорошее освещение, что много света не означает хорошее освещение, что в зависимости от выполнямой работы меняются требования не только к количеству света, но и к его качеству. Часто просто не задумываются над этим. Разве всем известно, что хорошее освещение письменного стола, за которым занимается, например, Ваш ребенок (да и любой взрослый член семьи), зависит и от отделки стола (очень плохо, если поверхность стола полированная), и от цвета занавесей, если сидящий за столом обращен лицом к окну, и от того, какой светильник висит в центре комнаты или стоит у противоположной стены, если они попадают в поле Вашего зрения?

Прежде всего о некоторых понятиях:

Светильник — прибор, конструкция которого обеспечивает нормальную работу источника света — его электрическое питание, перераспределение светового потока в заданном направлении, включение, выключение и регулировку количества света. Внешний вид светильника выполняет также декоративные функции.

Мощность излучения света —световой поток, воспринимаемый глазом. За единицу светового потока принят люмен (лм). Световой поток в зависимости от' конструкции светильника и его светотехнической схемы (расположения, числа и типа ламп) может по-разному распределяться в пространстве. В зависимости от доли светового потока, направляемого в нижнюю полусферу от всего светового потока (в процентах), светильники подразделяются по светораспределению на пять классов:

Прямого света...............        Более 80

Преимущественно прямого света........     От 60 до 80

Рассеянного света . :............    О 40 до 60

Преимущественно отраженного света . . . . . .    От 20 до 40

Отраженного света..............      Менее 20

Световой поток, падающий на какую-либо поверхность, создает на ней освещенность, которая измеряется в люксах (лк).

Нормируемая освещенность — параметр, который зависит от характера выполняемой зрительной работы и ориентации рабочей поверхности в пространстве. Вы можете ознакомиться с таблицами норм освещения. Когда Вы будете знакомиться с таблицами, где приведены данные для основных зрительных работ, наиболее часто встречающихся в быту, а также для отдельных помещений, обратите внимание, что в графе «Значение наименьшей освещенности рабочей поверхности» указаны дробью две цифры: в числителе — освещенность при применении люминесцентных ламп, в знаменателе — ламп накаливания. Неодинаковые значения для этих двух источников света объясняются тем, что у люминесцентных ламп цвет ближе к рассеянному дневному свету; а для того чтобы не создавалось впечатления пасмурности или сумеречности, освещенности повышены.

Значения освещенности для различных функциональг ных зон и зрительных работ, приведенные в табл. 2, являются минимальными. В любой точке поверхности освещенность не должна быть меньше указанной. Это означает, что при выборе светильника должен быть учтен так называемый коэффициент запаса, т. е. новый (или очищенный от пыли и грязи) светильник с новой лампой должен создать большую, чем нормируемая, освещенность. Со временем светильник запыляется4 параметры ухудшаются, что приводит к снижению светового потока, а следовательно, и освещенности. И даже с учетом этого снижения освещенность не должна оказаться меньше нормируемой. Естественно, что коэффициент запаса значительно зависит от помещения, в котором установлен светильник. Например, в кухне для поддержания нормируемой освещенности следует чистить светильники не реже одного раза в три месяца. Установив над плитой воздухоочиститель, срок чистки можно,увеличить до шести месяцев.

Норма освещенности — это нижний предел необходимой освещенности, но еще не комфортабельная световая обстановка. Создание светового комфорта подразумевает выполнение еще ряда требований. Прежде всего это насыщенность помещения светом, создающая впечатление достаточности света в помещении, когда не возникает желания прибавить или убавить его. При этом яркость светильников может быть различной — от феерической игры хрусталя и открытых источников света при праздничном застолье до мягкого рассеянного освещения при отдыхе и относительного затемнения при просмотре телепередачи.

Яркость и цвет позволяют воспринимать предмет, создают первое впечатление о нем. Яркость с помощью контрастов света и тени выявляет форму, проясняет пространственные характеристики окружающей среды. Цвет предметов обстановки и убранства создает определенное настроение у человека и либо способствует той или иной его деятельности, либо мешает ей. Прямой световой поток источников или поток, отраженный от поверхностей элементов окружающей среды, воспринимается органами зрения как яркость и цвет. Яркость измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м2). Психофизиологическая оценка качества освещения жилых помещений производится методом экспертных оценок. Так, экспертам, отобранным из лиц, обладающих необходимыми знаниями и опытом, было предложено оценить качество освещения реальных жилых помещений и помещений, выполненных в виде макетов. Вместе с этим была сделана оценка насыщенности помещений светом путем измерения освещенности, создаваемой светильниками и отраженным от элементов окружающей среды светом, измерения яркостей основных поверхностей помещения (потолка, стен, пола, драпировок и др.). Это позволило также оценить тенеоб-разующие свойства освещения с учетом использования светильников в разных функциональных зонах. Эти данные получены во Всесоюзном светотехническом институте, и в соответствии с ними определены рекомендуемые (комфортные) значения яркости потолка, стен и пола жилых помещений.

Яркость поверхности зависит от падающего на нее светового потока и ее отражающих свойств, в частности от, коэффициента отражения. Для достижения конкретного соотношения яркостей различных поверхностей целесообразно придерживаться следующих рекомендуемых значений коэффициентов отражения:

Потолок...............      От 0,70 до 0,80

Стены............... .      От 0,35 до 0,60

Вертикальные поверхности кухонного оборудования...............      От 0,40 до 0,60

Драпировки..............      От 0,15 до 0,60

Рабочие поверхности . . ........      От 0,30 до 0,60

Пол.................      От 0,20 до 0,30

Продолжение "о хорошем освещении"

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОВРЕМЕННОЙ КВАРТИРЕ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ОСВЕЩЕНИЮ