ЧТО ТАКОЕ ХОРОШЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ (часть 2)

Приведем несколько примеров. Обои светлых тонов имеют коэффициент отражения до 0,60, темных тонов — от 0,06 до 0,10; писчая бумага— от 0,60 до 0,80; светлые породы дерева — до 0,40, темные — от 0,10 до 0,15; белая'' клеевая краска8 — 0,65—0,7.5; пол светлых Фонов—- 030. 

Качество освещения рабочей поверхности тесно связано' с ее отражающими свойствами. В значительной степени может затруднить зрительную работу блестящая рабочая поверхность (полированная столешница, глянцевая бумага журнала), если в ней мы увидим отражение источника света, оказывающее слепящее действие. Поэтому лучше пользоваться рабочими поверхностями, у которых возможность возникновения5 отраженной блескости исключена. Если же этого избежать нельзя (например, глянцевая бумага журнала), то светильник надо расположить так, чтобы отражения не было видно во время работы. Очень плохо, если р поле зрения попадает отражение чрезмерно ярких частей светильников (хрустальные элементы, прозрачные рас-сеиватели и др.). Очевидно, каждый много раз обращал внимание на такое явление: если, работая за письменным столом (даже очень хорошо и правильно освещенным), оторвать глаза от журнала, книги, тетради и перевести их на люстру с открытыми лампами или на другой очень яркий светильник, то на некоторое время '(правда, довольно непродолжительное) четкость различения исчезнет — буквы расплывутся, текст, который перед этим можно было очень легко прочитать, станет почти неразличимым. Нас ослепила большая яркость, к которой глаза не успели привыкнуть (адаптироваться). Нуж:но постараться исключить это явление, прежде всег го в зоне занятий ребенка. Это, конечно, не значит, что В Вашей квартире не должно быть хрустальных люстр или красивых светильников с открытыми лампами, подвесов с ярко светящими элементами. Такие светильники, если они Вам нравятся, безусловно, могут украсить квартиру, но их нужно правильно расположить и, что весьма желательно, снабдить светорегуляторами или своевременно отключать. Все должно быть подчинено эстетическому и эмоциональному восприятию, соответствующему конкретной ситуации. Следует избегать монотонности, стараясь достичь интересной игры света и тени, сверкания хрустальных элементов, возбуждающих световых эффектов в местах, предназначенных для приёма гостей.

Освещая квартиру, следует помнить, что высокие уровни освещенности стимулируют активную деятельность, высокая яркость, световые эффекты,. создают праздничное настроение, а низкие уровни освещенности, мягкий свет — атмосферу спокойствия, интимности,, отдыха. Поэтому осветительная установка в квартире должна быть выполнена так, чтобы в зависимости от ситуации насыщенность помещения светом, яркость и освещенность могли изменяться в широких пределах, существенно меняя световой климат и соответственно настроение людей.

Дополнительной характеристикой качества,освещения является цвет — один из главных факторов эмоционального восприятия. Освещение должно усиливать цветовую гармонию предметов, отдельных частей пространства помещения. Восприятие цвета в очень, большой степени зависит от отделки поверхности предмета. Зеркальное отражение от полированной поверхности ведет к изменению цвета, а под определенными углами зрения — и к его полной потере; матовые поверхности, которые сегодня так модны, отражают свет диффузно, и предмет воспринимается в своем натуральном цвете. Покрытия с глубокой текстурой (например, ковры с длинным ворсом) воспринимаются более темными, чем гладкие поверхности того же цвета и яркости. Свет, насыщающий пространство помещения, является результатом многократного отражения светового потока светильников от стен, потолка, пола и предметов окружающей обстановки. Поэтому очень важно соблюсти цветовую гармонию всех элементов, образующих цветовую среду.

Чтобы творчески подойти к освещению, необходимо познакомиться с широко распространенными в помещениях современных квартир системами освещения — общего и комбинированного, сочетание которых дает возможность выполнять зональное освещение и достигать необходимой динамики световой обстановки. Система общего освещения применяется в малых помещениях, связанных с кратковременным пребыванием людей и работами, не требующими большого зрительного напряжения,— проходах, коридорах, кладовых и др. Система общего освещения предназначена для освещения всего помещения, поэтому она осуществляется, как правило, потолочными или подвесными светильниками, установленными в центре потолка. Для общего освещения может использовано и локализованное размещение светильников, т, е. их установка в непосредственной близости от объекта освещения или прямо над ним, или около оборудования (например, светильники у зеркала в ванной комнате или в небольшой прихожей). Для общего освещения обычно используются светильники рассеянного и преимущественно отраженного света.

Как правило, с помощью общего освещения невыгодно создавать высокие освещенности. Для обеспечения возможности выполнения напряженных зрительных работ используется система комбинированного освещения. Дополнительно к общему освещению рабочих поверхностей и отдельных объектов устанавливаются светильники местного освещения. Часто используются светильники комбинированного освещения, которые размещаются локализование и совмещают функции общего освещения пространства зоны (например, зоны занятий) и освещения рабочей поверхности (например, письменного стола).

Итак, создание осветительной установки в жилом ; интерьере сводится к решению следующих основных задач: обеспечению требуемой освещенности на рабочей поверхности; наилучшему распределению яркостей на основных поверхностях помещения; устранению дискомфортной прямой и отраженной блескости; насыщенности помещения светом и выбору его спектра, увязанного с цветовым решением интерьера; выбору системы освещения и светильников, удовлетворяющих эстетическим и функциональным требованиям.

Освещенность для шитья, вязания и вышивания

Освещенность у кухонного стола

Освещенность возле кухонной мойки

Лампы накаливания

Люминесцентные лампы для эффективного освещени

Хорошее освещение